Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

эрнст макс

Энциклопедический словарь

ЭРНСТ Макс - ЭРНСТ (Ernst) Макс (1891-1976), немецкий и французский художник. Примыкал к дадаизму (см. ДАДАИЗМ), после 1924 работал во Франции и США, выдвинувшись в число крупнейших представителей сюрреализма (см. СЮРРЕАЛИЗМ). В 1920-е гг. изобрел особую технику сюрреалистического коллажа (см. КОЛЛАЖ), соединяя в больших сериях - «романах-коллажах» фрагменты гравюр 19 в. в причудливо-провокационных комбинациях. В картинах Эрнста, тесно связанных с традицией немецкого романтизма, сочетается живая и неживая природа, часто погруженная в некий «первобытный» пейзаж. Создавал также скульптуры, напоминающие грозных древних идолов.

Энциклопедия Кольера

ЭРНСТ Макс (Ernst, Max)

(1891-1976), немецкий, французский и американский живописец и скульптор, основатель дадаизма, один из ведущих сюрреалистов и создателей техники коллажа. Макс Эрнст родился в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891. В 1908-1914 параллельно с занятиями живописью и литературой изучал философию, психологию и историю искусства в Боннском университете. В 1919 в Кельне участвовал в создании группы дадаистов - приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Цюрихе среди художников, писателей и критиков, разочарованных войной и стремящихся опровергнуть установленные общественные, моральные и художественные ценности. В том же 1919 художник создал свои первые коллажи. Для них он брал гравюры из научных изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты, страницы популярных романов и т.п. Сюжет, изъятый из своего контекста и перенесенный в абсурдное окружение, превращался в сюрреалистический образ. Эрнст делал целые серии таких работ, например "роман в коллаже" Стобезголовая женщина (1929), состоящий из 149 композиций. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм - направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством "автоматизма" или техники свободных ассоциаций. В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж - перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности. Например, лист помещался на необструганное дерево и протирался грифелем или углем; в результате на нем получалось изображение, напоминающее какую-либо узнаваемую форму, Эрнст дорисовывал его краской. Художник использовал и другие автоматические техники, например, брызгал краской на полотно или клал две только что написанные картины одну на другую и получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах. Часто эти мотивы перерабатывались в какой-нибудь первобытный пейзаж с фактурой, напоминающей растительные формы, клубки переплетенных корней, лаву или стоячую воду. Художник населял такие пейзажи причудливыми существами, напоминающими дриад, морских коньков и насекомых. В 1941 Макс Эрнст приехал в США и сначала поселился в Нью-Йорке, а затем в Аризоне. В 1951 он создал серию миниатюрных пейзажей Аризоны, некоторые из них были размером с почтовую марку; он назвал их "картинами-микробами". В 1951 художник вернулся в Париж, где в 1959 Музей современного искусства организовал ретроспективную выставку его работ. Такие же выставки прошли и в Нью-Йорке: в Музее современного искусства (1961), в Еврейском музее (1966) и в музее Соломона Гуггенхейма (1975). В 1948 вышла его книга За пределами живописи. Умер Эрнст в Париже 1 апреля 1976.

ЛИТЕРАТУРА

Диль Г. Макс Эрнст. М., 1995

Полезные сервисы